О разработчике Лицензии и сертификаты Доклады и статьи Платформы
В начало сайта
В начало сайта Counter Sep 2001
Тарифная политика
Регистрация абонентов
Авторизация и тарификация
Настройка оборудования
Отчеты и ведомости
Технология прайс-листов
Генерация серий электронных карт
Сервис для клиентов
Система платежей
Связь с АСУ предприятия
Условия поставки
Сертификат соответствия
E-mail: billing@rubtsovsk.ru
Сибирская ярмарка
АСР "Сатурн" награждена Большой Золотой медалью Сибирской Ярмарки по итогам выставки "Сибсвязь-2006".

Доклады и статьи

БИЛЛИНГОВЫЕ СИСТЕМЫ КАК ФУНДАМЕНТ СООБЩЕСТВА ITSP

Провайдеры бывают разные: большие и не очень. Мы, к примеру, не очень большие. Но мы работаем и будем работать и думаем, что таких, как мы, будет скоро много, невзирая на наличие гигантов. Поэтому мы стараемся понять ситуацию сегодняшнего дня и стараемся экстраполировать ее в будущее. Мы попробуем проанализировать возможные способы взаимодействия провайдеров IP телефонии. Уточню, что излагаемые вопросы в основном касаются провайдеров, использующих аппаратуру Cisco.

Текущее состояние можно охарактеризовать фразой "один ко многим", подразумевая при этом самостоятельное ведение тарифной и связной политики со многими провайдерами.

Ведение указанной политики (политик) включает в себя следующие важные пункты:

  • путешествия по Интернету и конференциям в поисках провайдера, который мог бы закрыть пробел в тарифном плане;
  • переговорный этап - взаимное знакомство по mail и телефону, ознакомление с предлагаемыми направлениями и тарифами;
  • тестовые соединения для согласования желаемых настроек с предлагаемыми;
  • если предыдущие пункты закончились удовлетворительно, то начинается договорной этап - согласование регламентов работы, платежей и возможных недоразумений, отправка и получение договоров по mail и почте.

Таким образом, после определенного времени мы набрали необходимый нам набор направлений. Казалось бы, теперь можно вздохнуть спокойно. К сожалению, это не так. К вам могут прийти, к примеру, вьетнамцы и нехорошо отозваться о ваших тарифах. Вы с любопытством смотрите свой прайс и обнаруживаете, что действительно, по такой цене вы бы звонить не стали. Вы принимаете решение заняться Азиатским регионом (или Алтайским краем, или Ростовской областью - не имеет значения), но в это время получаете письмо от системы, что ваши пользователи не могут дозвониться на Украину (в Екатеринбург, в Литву или еще куда-нибудь). Бросая все, начинаем заниматься Украиной. Это решается не сразу, а в это время на одном из узлов Ростелекома опять начали переставлять маршрутизаторы в другую комнату, и вы получаете сообщение о никудышном пинге… Помаленьку становится понятно, что неплохо бы иметь и альтернативные пути по некоторым направлениям, поэтому мы опять переходим к пункту 1.

Как сделать лучше? Это вопрос. Можно привести пример некоторой иерархической конфигурации с центром наверху, который "отвечает за все". Это должен быть какой-то мощный центр. В этом центре, видимо, должен стоять какой- то гэйткипер, который знает все направления и все об этих направлениях, а также мощная биллинговая система, которая делает все за вас. Вы спокойно звоните по всему миру, зная только IP-адрес гэйткипера и несколько параметров. В определенное заранее время вы получаете отчет о ваших звонках и оплачиваете счет. Все просто и красиво.

Но по размышлению, начинают появляться мысли… А может быть, можно звонить дешевле? А вот опять пришли вьетнамцы, но вы им сказать ничего утешительного не смогли, вот опять качество куда-то девается, но отчего и почему - неизвестно. Потом может получиться еще неприятнее. Вы начинаете получать новые тарифы. Они доводятся "до вашего сведения". Понятно, что их приходится принимать.

В конце концов, вы можете обратиться с претензиями к вашему провайдеру и мягко стараетесь довести до него ваши трудности. Провайдер в общем-то неплохой и внимательно к вам относится и даже готов вам помочь, чем может. Но надо встать и на его место. Он имеет у себя такого большого монстра - биллинговую систему с сотнями IP-адресов, с тысячами направлений звонков, и от всего этого у кого угодно может пойти голова кругом. Может оказаться, что биллинговая система, установленная у этого провайдера, была куплена за большие деньги у специализированного разработчика, который привык работать только на выделенных каналах, и эта система не имеет каких-то нужных и важных свойств т.д.

Все выше упомянутое приводит к тому, что в голову лезут воспоминания о том, "что все это уже где- то было".

Поэтому этот путь, как нам кажется, не привлечет среднего и малого провайдера, понюхавшего пороха IP-телефонии. И средний и малый провайдер должен придумать что-нибудь получше.

Как черновик к размышлению, мы предлагаем рассмотреть наше предложение о некоем ассоциативном объединении.

Участники этого объединения должны прежде всего:

  • объединиться, т.е. выработать все общие регламенты для платежей, предоставить реквизиты своих предприятий, договориться о взаимных обязанностях, правах и гарантиях;
  • завести некую недоступную остальным доску объявлений, содержащую предлагаемые этим провайдером направления звонков, которые при необходимости можно получить в загрузочных файлах, имеющих обговоренный заранее единый для всех формат;
  • заинтересованный в каких-то направлениях участник может поставить галочку на некоторых направлениях, которая означает "просьба открыть направления" и предоставить свои данные;
  • на это действие он может получить/не получить ответ, включающий в себя сообщение о открытых направлениях, необходимых для их использования настройках;
  • автоматическая загрузка, предусмотренная в биллинговой системе участника ассоциации, позволяет загрузить полученные им файлы.

С этого момента может начинаться работа по полученным направлениям. При этом необходимо уточнить еще несколько пунктов, которые должны являться частью устава или иного основного закона ассоциации и могут звучать примерно так:

  • каждый участник равен с другими участниками в своих правах и одинаково пользуется защитой и гарантиями ассоциации;
  • каждый участник платит за терминацию своих звонков;
  • договор на терминацию считается заключенным автоматически с получением настроек от терминирующего провайдера (или после подтверждения об их получении);
  • оплата, к примеру, по факту в конце месяца, могут быть варианты - в таком случае это должно быть указано на доске объявлений, где изначально помещены предлагаемые направления;
  • штрафные санкции к нарушителям автоматически поддерживаются всеми членами ассоциации;
  • прибыль каждого участника важнее всего, превыше прибыли только честь (мысль не нова, но очень конструктивна).
а также то, что понадобится впредь..

Вообще, одним из основных качеств предлагаемой нами ассоциации должна быть ненавязчивость сервиса, отсутствие диктатуры и уважение прав каждого, т.е. принципы, которые могут быть основой взаимовыгодного и долговременного сотрудничества. Могут даже присутствовать элементы второго варианта - с мощным биллинговым центром для тех, кто не имеет своего биллинга - кому это необходимо, тот будет это использовать.

Особый интерес могут представлять совместные акции ассоциации. Это прежде всего возможность организации роуминга или обращение к Ростелекому об организации приоритетов для голосового трафика.

Мы работаем по первому из описанных в докладе вариантов. Пока он нас удовлетворяет. Основные трудности позади. В настоящее время мы имеем биллинговую систему, которая позволяет нам достаточно быстро и эффективно вести тарифную политику для разных типов клиентов, учитывая состояние рынка и текущие возможности мировой паутины, от которой так много зависит.

Наша система выполняет функции тарификации, управления и контроля и обладает надежностью, быстродействием и защищенностью, характерными для аналогичных UNIX систем.

Прежде всего, так как нам предстояло работать по первому варианту, при проектировании нашей биллинговой системы мы считали необходимым возможность реализации различных тарифных планов. На наш взгляд важно придерживаться тарифной политики, принятой в настоящее время на рынке. Это означает разные цены для звонков разных типов клиентов в разное время суток. Казалось бы, это не имеет особого смысла для Интернет телефонии, для которой все звонки имеют одинакововую стоимость. Но не стоит ломать имеющиеся привычки. Если пользователь привык звонить вечером дешевле, чем днем, мы его не переубедим. Поэтому из соображений максимума прибыли и загрузки портов у нас реализовано изменение цены в течение суток.

В настоящее время является традиционным деление пользователей телефонии на физических лиц и организации. Мы также следуем этому примеру. В дополнение к этому мы легко можем завести дополнительные, свои личные типы пользователей и организовать для них требуемый тарифный план.

Наша система позволяет облегчить жизнь администратору Cisco. Все данные по провайдерам вместе с адресами гейтвэев хранятся в базе. На каждый гейтвэй хранятся специфические для него технические характеристики, включающие используемые кодеки, предпочтительные величины буфера компенсации джиттера задержки и так далее. Все направления звонков, включенные в диал-план привязаны к конкретным гейтвеям, причем для одного направления может быть несколько гейтвэевв. Это позволяет легко получать конфигурационный файл Cisco с набором диал-пиров, включающий все направления звонков и необходимые для каждого направления настройки.

При отказе гейтвэя по какому-либо направлению предусматривается возможность автоматического перехода на запасное направление. При этом пользователь не замечает ничего, кроме увеличенного на несколько секунд времени соединения. И для него не меняется стоимость минуты. Администратор в этом случае получает письмо с описанием ситуации и может принимать необходимые меры.

Реализовано также очень многое из того, что необходимо для самостоятельной работы.

Конечно, проще было бы работать по второму варианту. У нас был опыт работы, очень похожий на работу с единым центром еще до того, как мы создали свою систему в ее нынешнем виде. В этом случае биллинговой системе необходима реализация всего нескольких основных функций:

  • ведение учетных записей и паролей;
  • тарификация звонков;
  • загрузка расценок вашего провайдера и преобразование их прайс-листы вашей фирмы;
  • контроль за платежами провайдеру и за получаемой выручкой;
  • передача данных в АСУ предприятия.

Становятся ненужными функции анализа выгодности направлений, разработки тарифных планов, и автоматической выдачи конфигурационных файлов для аппаратуры. Нам очень быстро стало понятно, что этот вариант практически нежизнеспособен, и мы на нем долго не останавливались. Если на этой конференции от участников поступят предложения по организации мощного центра, то конечно их необходимо внимательно рассмотреть - вполне может быть, что могут быть интересные предложения, но нам это кажется маловероятным.

Если наше предложение по третьему варианту окажется интересным для участников конференции, то мы были бы рады обсудить необходимые для его реализации технические детали, касающиеся не только разработки административных и руководящих документов, но и проработки структуры биллинговой системы для обеспечения предполагаемых достоинств:

  • обеспечение обмена необходимыми данными с другими провайдерами;
  • обеспечение различных моделей взаиморасчетов;
  • возможность выдачи аппаратных настроек для различных направлений с учетом реализации необходимых приоритетов для голосового трафика;

Хотелось бы в заключение сказать, что мы заинтересованы в том, чтобы наша система имела открытый интерфейс с другими провайдерами IP телефонии, поддерживала роуминг и вела соответственные взаиморасчеты.

    Ведущий специалист ЗАО "Рубцовск" К. Кржеменевский

    Доклад на IV Всероссийском семинаре "Сибирские зори".
Доклады и статьи

В начало сайта   © Copyright 2001-2003 «Рубцовск»